«Фашисты называли эту дивизию «черной», бойцы же ее дали ей имя: лесисто-болотистая, непромокаемая, незамерзаемая знаменитая триста одиннадцатая.
Она формировалась из кировчан. Область дала для нее лучших своих сынов.» (М. Кольцин. Кировская правда 23.02.1965г.)
С началом Великой Отечественной войны из жителей Кировской области была сформирована 311-я стрелковая дивизия. Дивизия состояла из трех пехотных полков. 1067 полк формировался в Кирове, 1069 – в Слободском, 1071 – в Котельниче. Командиром 1071-го полка был назначен майор Летучий. Для обучения новобранцев было дано всего две недели.
11-12 августа свежие полки погрузились в вагоны и выехали на запад. Ехали, в основном, ночью, а днем пережидали на лесных полустанках, чтобы не стать мишенью для вражеской авиации. Однако некоторые эшелоны попали под бомбежку. Погибло много людей и конского состава. Пропал без вести и командир 1071-го полка майор Летучий.
Другие части дивизии сумели благополучно доехать до станции Чудово под Новгородом и выгрузиться. «Заняли мы оборону на лесной опушке, – вспоминал политрук роты 1071-го полка Андрей Миронович Ронжин из Котельнича, – смотрим: едет наш командир батальона вместе с ординарцем Колей из Яранска. Только он выехал, а там противник р-раз из миномёта – и всё! Командира нет, лошадь убило, ординарца ранило. Это было первое страшное зрелище. И с этого момента начал наш полк отступать. А мы вооружены были очень плохо. Я был политруком роты, а у меня даже винтовки не было. Был кулак, как говорят, вот и всё».
В небе постоянно кружили самолёты противника и гонялись за ошалевшими красноармейцами. Пехотный авангард немцев не давал развернуться нашим полкам для занятия обороны. Никто не ожидал такого ошеломляющего натиска противника. За первые три дня боёв с 18 по 20 августа 1941 года кировская дивизия понесла потери 8234 человека, или 75 % численности дивизии.
Остатки разбитой 311-й дивизии вместе с другими отступающими частями Красной армии отошли на север и организовали оборону в районе посёлка Кириши. В этот момент несколькими мощными ударами на соседнем участке фронта немцы отрезали Ленинград от остальной части страны. Свободным оставался только водный путь сообщения через Ладожское озеро, названный Дорогой жизни.
Натиск немцев на Ладогу сдерживала малочисленная 311-я дивизия кировчан. А в спину нашим войскам дышала армия финнов, диверсионные группы которых разбойничали в наших тылах. Кировчане оказались между немецким молотом и финской наковальней.
В конце ноября 1941 года немецкие захватчики были остановлены на ближних подступах к Волховской ГЭС, и продвинуться дальше не смогли. Наступившие морозы окончательно сковали силы врага. Город Волхов удалось отстоять. Благодаря героизму кировчан и других частей Красной армии блокированный Ленинград не остался обесточенным, Волховская ГЭС продолжала давать электроэнергию.
В декабре 1941 года была ликвидирована угроза лишиться Дороги жизни – ледовой трассы на Ленинград. Тогда командование Ленинградского фронта переоценило свои силы и решило прорвать блокаду Ленинграда. 311-я дивизия получила боевую задачу идти на прорыв. В ночь под Новый 1942 год кировчане без тылов и артиллерии перешли линию фронта. Но этот смелый маневр не был поддержан другими частями Красной армии, и кировчане оказались в окружении немцев. Весь январь 1942 года наши бойцы партизанили в немецких тылах, не давая ни дня передышки врагу.
В это время весь личный состав дивизии голодал, получая лишь сухари и водку, доставляемые носильщиками на своих плечах через линию фронта. Кировчане съели всех обозных лошадей, причем без соли. Но еды все равно не хватало, и многие умирали от голода и истощения.
В конце января кировские полки, получив приказ командования, вышли из немецкого тыла на соединение с Красной армией через болото Соколий Мох и вынесли на себе всё оружие, средства связи и раненых. Когда глубокой ночью кировчане мощной атакой пересекали линию фронта, даже раненые на носилках и плащ-палатках кричали «Ура!». За этот боевой рейд 311-я дивизия получила ироническое прозвище «незамерзаемая».
Сформированная на берегах Вятки 311-я стрелковая дивизия попала на Волховскую землю, под Кириши, где на протяжении 900 дней и ночей защищала подступы к Ленинграду и способствовала прорыву его блокады, затем 200 суток дивизия освобождала Псковскую и Новгородскую область, 150 дней – Белоруссию, Латвию и Литву, 60 дней – Польшу, 90 дней продвигалась с боями по Германии до реки Эльбы.
Она прошла боевой путь от Кирова через станцию Чудово Новгородской области – Кириши – Волховстрой – Войбокало – Погостье – Макарьевскую пустынь – Малиновку – Смердыню – Мгу – Новгород – Уторгош – Порхов – реку Дриссу – Полоцк – Даугавпилс (Двинск) – реку Западную Двину – Яунелгаву – реку Вислу – Варшаву – Шнайдемюль – Штаргард – Альтдам – реку Одер – реку Эльбу – Берлин.